День Великой Победы непременно заставляет гордиться своей страной и народом, отважно защищавшим Родину от жестокого врага. Являясь важной частью системы духовных ценностей русского человека, торжественный день обязательно должен пройти подобающим образом, и особенно значимо устроить настоящий праздник 9 Мая для юного поколения школьников, которые сегодня воспринимают Отечеству войну как событие далекого прошлого и очень немного знают о нем.
Чтобы пробудить неподдельный интерес юных умов к традициям празднования этого дня, необходимо тщательно подготовить сценарий мероприятия с увлекательными творческими конкурсами, знакомством со старыми военно-патриотическими фильмами и фронтовыми песнями бравых солдатов.
Содержание статьи
- 1 Патриотическое воспитание в школе – важная педагогическая задача
- 2 Подготовка к торжественному мероприятию
- 3 Как оформить актовый зал?
- 4 Какое музыкальное сопровождение выбрать?
- 5 9 мая в школе – как провести праздник?
- 6 Интересный и познавательный сценарий на 9 Мая День Победы в школе
- 7 Школьная викторина на 9 Мая – увлекательный экскурс в историю
Патриотическое воспитание в школе – важная педагогическая задача
Воспитать патриотическое сознание у школьников – значит сформировать в их сознании уважение к русским традициями, которые складывались веками, чувство почтения к старшему поколению, а также трепетное отношение к памятным историческим моментам.
В День Победы данная проблема становится как никогда актуальной, ведь во всех уголках России празднуется Великое событие. В 2019 году россияне будут отмечать 74-ю годовщину со дня окончания Отечественной войны. Потому в преддверии этой значимой даты необходимо подготовить для школьников особо мероприятие, посвященное героизму ветеранов, их отваге и верности Родине.
Главной целью педагогического коллектива, занимающегося составлением и праздничной программы и организацией самого мероприятия, является пробуждение в школьниках чувства гордости к своему народу, который смог противостоять фашистским захватчикам и не пасть духом в этот сложный и долгий период времени. Классный час или внешкольная беседа, концерт или творческая выставка: все это обязательно должно вызвать интерес у ребят для дальнейшего самостоятельного изучения Российской истории, побудить к чтению книг, сформировать у детей умение слушать других и правильно доносить до окружающих собственные эмоции и переживания, придерживаясь нравственных и эстетических основ хорошего воспитания.
Подготовка к торжественному мероприятию
Школьное торжество в честь этого важного дня не должно носить формальный характер, ведь важно, чтобы дети запомнили его и сами с удовольствием вовлеклись в подготовительный процесс. Будет здорово, если все организационные момент и сам сценарий мероприятия вынесутся на всеобщее обсуждение, а подходящий вариант проведения праздничного события выберется на всеобщем собрании.
Подготовка к 9 Мая должна осуществляться заранее – вплоть за несколько недель. Детям необходимо понять, насколько важным является почтение памяти отдавших свою жизнь за Родину бойцов, отважно защищавших ее границы. 9 мая , безусловно, серьезный праздник, однако, включение некоторых специфических методических приемов в ход программы события поможет школьникам проявить себя творчески:
- показ фильмов на военную тематику с прослушиванием музыки и песен, чтение со сцены стихотворений;
- индивидуальные рассказы семейных историй, где прабабушки и прадедушки были участниками Великой Отечественной Войны;
- коллективное составление памятного коллажа, рисование стенгазеты, плакатов или декорирование альбома с использованием личных военных фотографий или вырезками из старых журналов и газет;
- демонстрация тематических поделок, открыток или рисунков;
- проведение книжной выставки;
- организация личной встречи школьников с ветеранами – по возможности, или же написание писем с выражением благодарности за их великий вклад в историю или описанием своего отношения и чувств к страшным событиям войны;
- рассказы от лица учителя о военных действиях и подвигах советской армии.
В беседах со школьниками об Отечественной Войне важно не перезагружать ребят большим количеством цифр и дат – поданная информация не должна быть сухой, напротив, — живой и увлекательной, о судьбе простого русского человека и большого значения одержанной победы для современного народа.
Как оформить актовый зал?
Правильное оформление актового зала в школе к 9 Мая – важный организационный момент, от которого зависит, настолько тонко дети смогут прочувствовать атмосферу былых времен и парадность самого дня, когда русские солдаты одержали верх над врагом. Так, плакаты, стенгазеты и экспозиции с фотографиями — обязательные атрибуты украшения помещения. Если планируется провести спектакль или театрализованное представление, то необходимо изготовить соответствующие декорации, которые были бы максимально приближены к реалиям 40-х годов прошлого столетия. При пошиве костюмов важно уделить особое внимание деталям: Фуражкам, гимнастеркам, фляжкам, ружьям и пистолетам.
Вот одна из вариаций оформления концертного зала:
Березовая роща уходит вдаль, там – в глубине, виднеется яркая красно-алая звезда с изображением горящего пламени. По другую сторону сцены натянута маскировочная сетка. Внутри блиндажа – импровизированный обеденный стол с деревянными стульями или табуретками. Перед входом в полевое укрытие горит костер.
Для еще более достоверного «оживления» военной картины стоит воспользоваться мультимедийным проектором, который будет выводить на большой экран сцены из фильмов, документальных съемок и другие кадры кинохроники с музыкальным сопровождением.
Какое музыкальное сопровождение выбрать?
Высокие чувства по отношению к своей Великой державе должны быть привиты ребенку с самого раннего девства. А лучше понять, за что же стоит гордиться Родиной, помогут проникновенные песни с патриотическим настроением. Именно они идеальным образом подойдут в качестве музыкального оформления к торжественному мероприятию.
Самыми лучшими военным и армейскими песнями до сих пор считаются те произведения, что создавались в Советском Союзе:
- «Священная война» А. Александрова;
- « На безымянной высоте» В . Баснера;
- «Темная ночь» и «Школьный вальс» Богословского;
- Проникновенная песня «Журавли» Р. Газматова, которую и сегодня перепевают многие исполнители:
«Мне кажется порою что солдаты
С кровавых не пришедшие полей
Не в землю нашу полегли когда-то
А превратились в белых журавлей.»
- Конечно же, «Катюша» Исаковского, которую обязательно разучивают все школьники на уроках пения. Но мало кто из них знает, что в военный период популярным среди солдатов был еще один куплет:
«Пусть фриц помнит русскую «катюшу»,
Пусть услышит, как она поет:
Из врагов вытряхивает души,
А своим отвагу придает!»
А также о существовании еще одного куплета — заключительного, написанного Исаковским, но исполнявшемся крайне редко:
«Отцветали яблони и груши,
Уплыли туманы над рекой.
Уходила с берега Катюша,
Уносила песенку домой.»
- «Три танкиста – три веселых друга» Ласкина:
«Три танкиста — три веселых друга — Экипаж машины боевой!»
- «Смуглянка-молдаванка» А. Новикова, которую всегда напевают на линейках в детских пионерлагерях;
- «Нам нужна одна победа » и «До свидания, мальчики» Б. Окуджавы;
- «Где же вы теперь, друзья-однополчане?» В . Соловьего-Седого;
- Знаменитая песня «Прощание славянки» Федотова, которая исполнялась на торжественном парадном шествии в 1941 году на Красной площади музыкантами военного оркестра под руководством дирижера В . И. Агапкина – автора музыки данной композиции:
«И если в поход
Страна позовет
За край наш родной
Мы все пойдем в священный бой.»
- Песня « День Победы » В . Харитонова, написанная специально к юбилейной дате в честь 30-летия со Дня Великой Победы :
«Этот День победы
Порохом пропах,
Это праздник
С сединою на висках.
Это радость
Со слезами на глазах.
День победы !»
9 мая в школе – как провести праздник?
Насколько масштабным будет праздничное мероприятие зависит от возможностей самого школьного учреждения. Если школа располагается в центре города, то встречу с ветеранами будет организовать значительно проще, также можно устроить детям экскурсионную прогулку к военным памятникам или музеям. В сельских учебных заведениях тоже всегда найдутся варианты развлечений для ребят помимо концерта или торжественной линейки – посещение местных достопримечательностей, посвященных Великой Победе , будет отличной идеей.
Чтобы 9 Мая 2018 года запомнилось ребятам на всю жизнь, необходимо со всей ответственностью подготовиться к данному событию, наполнив праздничную программу различными интересными и познавательными действиями:
- Обычный внеурочный час можно превратить в увлекательную беседу со школьниками с демонстрацией рисунков и презентаций, чтением докладов, стихов и распеванием песен. В качестве фонограммы можно учитель может включить музыку из военных фильмов, чтобы создать полное погружение в атмосферу.
- Чтобы дети смогли наиболее ярко ощутить весь масштаб и значение Великой Победы , понять, насколько тяжело пришлось нашему народу в военные годы, нужно организовать торжественную встречу с ветеранами. Только они смогут рассказать школьникам настоящую правду о войне. Важно представлять ребятам почетных гостей как настоящих героев и отважных защитников Родины. После беседы необходимо вручить ветеранам цветы и подарки, но лучше – разыграть для них маленькую театральную постановку, где уже дети покажут и расскажут уважаемым зрителям свое видение войны.
- Для учеников начальных классов отличным решением будет организовать праздник, посвященный теме «Детей войны» – подвигах самых юных ее участников. Ребятам можно зачитать несколько отрывков из произведений о героических поступках маленьких защитников Родины, рассказать, как такие же мальчишки и девчонки сражались на фронте, об их тяжкой жизни в тылу. Обязательно нужно упомянуть в повествовании о блокаде Ленинграда и прочесть выдержки из дневниковых записей Тани Савичевой.
- Самым популярным вариантом праздничного мероприятия является концертное представление. Чем больше детей будет вовлечено в процесс его организации, тем меньше пассивных наблюдателей останется в зале.
Интересный и познавательный сценарий на 9 Мая День Победы в школе
Сценарий для школьного праздничного концерта должен быть ориентирован именно на детскую аудиторию зрителей, потому программу лучше составлять, применяя нестандартные решения, чтобы увлечь детей происходящем на сцене действием:
- Можно сделать представление тематическим – по мотивам произведений о военных событиях.
- На концерте для учащихся начальной школы лучше отказаться от чтения длинных стихотворений, а сделать акцент на динамично развивающимся действии, в ходе которого ребятам будет предлагаться самим поучаствовать в программе.
- Создать нужную атмосферу с самых первых минут поможет включенное в записи объявление о наступлении войны, которое транслировалось 22 июня 1941 года.
- Чтобы навсегда запечатлеть в памяти школьников праздничный концерт в честь Дня Победы , здорово будет организовать видеосъемку во время мероприятия, а затем раздать всем учащимся памятные диски.
- Любое концертное представление обязательно должна завершать именно позитивная нота. Конечно, во время войны наша страна претерпела много тяжелых потерь, но то счастье свободы и яркое мирное небо над головой, которые обрел наш народ после Победы , — вот, что неизмеримо ценно для русского человека и по сей день . Еще один важный момент — раздача георгиевских ленточек ученикам на долгую память по завершении концерта как символа воинской доблести и вечной славы.
Еще более интересная вариация праздника – театрализованное представление или даже мюзикл. Для игры в небольших сценах спектакля можно привлечь даже первоклашек. А для исполнения сложных ролей – нанять профессиональных актеров или детских аниматоров.
Идеи сценариев школьных спектаклей в честь 9 мая:
- Вот один из примеров интересного концерта в школе, составленного по мотивам кинокартины «В бой идут одни старики»
Ход действия: Все участники театрализованного представления выходят на сцену в гимнастерках. За их спинами на большом экране мелькают сцены из фильма. В перерывах между эпизодами с важными диалогами и звучания песен ребята рассказывают зрителям реальные истории людей, которые пожертвовали своими жизнями во время войны во имя Родины, о народных героях, не утративших силу духа в трудное военное время. Повествование может быть не только о бравых бойцах и разведчиках, но о врачах, журналистах, письмоносцах и простых деревенских женщинах, смело принимавших на свои плечи тяжкую ношу.
- Спектакль «У памятника отважным солдатам», участвовать в котором могут как ученики старших, так и начальных классов.
Ход действия: Братья пришли возложить цветы к постаменту в честь героев Отечественной войны. Перед ними проносятся красочные картины прошлых событий. Добиться эффекта «путешествия во времени» можно при помощи игры со сценическим освещением. У памятника собираются люди, одетые в наряды 40-ых, и также преподносят букеты, как это пришли сделать браться, но каждый из них начинает рассказывать историю из своей жизни. Это могут быть и медсестры, спасавшие раненых соддатов, и маленькая девчушка, которая потеряла всех родных во время Ленинградской блокады, и совсем юный солдат, добровольно отправившийся на фронт сразу после окончания школы . В конце спектакля уже современные школьники должны подняться на сцену и поведать остальным ребятам, за что они хотят поблагодарить героев нашей Родины.
- Необычным будет провести спектакль, основу которого составят фронтовые письма. Здорово, если дети сами смогут принести в школу сохранившееся старые, пожелтевшие от времени бесценные листы бумаги.
Ход действия: Участники концерта выстраиваются на сцене и по очереди зачитывают выдержки из фронтовых писем. После выступления каждого чтеца включается музыка, под которую первоклашки «разыгрывают» сценки по произведениям: «Мы тоже воины» С. Михалкова, «Зинка» Ю. Друниной, «Рассказ танкиста» А. Твардовского.
В программу такого спектакля можно также внести действие с прочтением «современных» писем, адресованных школьниками нашего времени своим прабабушкам и прадедушкам, принимавшим участие в Великой Отечественной Войне.
Праздничное мероприятие в форме исторической игры на тему Второй Мировой Войны поможет расширить детский кругозор и лучше усвоить материал школьной программы по истории Отечества, а также сформировать искреннее патриотическое чувство.
Школьная викторина на 9 Мая – увлекательный экскурс в историю
Организационные моменты: В ходе игры участие принимают несколько команд, участники которых сами придумывают для них названия, девизы и эмблемы, но обязательно на военную тематику.
Ход действия: Ведущий викторины задает вопросы, связанные с событиями Великой Отечественной Войны. Команде, первой подавшей сигнал о готовности дать ответ, предоставляется право голоса. Если ответ оказывается верным, команде начисляются баллы. Побеждает группа, набравшая наибольшее количество очков.
Примерные вопросы для исторической викторины:
- Каким городам после окончания Велиой Отечественной войны было присвоено звание «Города-героя»?
(Бресту, Керчи, Киеву, Москве, Минску, Новороссийску, Севастополю, Сталинграду, Туле, Одессе). - Какая из команд сможет назвать наибольшее число великих полководцев, командующих армией в годы Второй Мировой Воны?
- Что означает понятие «Дорого жизни»? К какому городу оно относится? (Это дорога, проложенная через Ладожское озеро в зиму 1942-43 гг. для эвакуации жителей из Ленинграда во время его блокады, а также подвоза продуктов питания).
- Чем знаменит «Дом Павлова»? Откуда произошло его название и где он располагается? («Дом Павлова» получил свое название в честь сержанта Я. Павлова, который со своим гарнизоном принимал участие в обороне Сталинграда (1942 г.), отбив у немецких захватчиков четырехэтажное здание, удерживая его на протяжении трех дней. Именно этот дом стал пунктом опоры в оборонительной системе города).
- Как звали героя войны, сумевшего собственным телом отважно лечь на вражескую амбразуру?
(Александр Матросов). - Кто такие «панфиловцы»? (Солдаты-стрелки из 316-ой дивизии, которой командовал И. В . Панфилов. Бойцы отличились в оборонительном сражении под столицей в 1941 г.).
Сценарий праздничного мероприятия для школьного Дня Победы может быть составлен в любой форме – беседы с ветеранами или показа военных фильмов, распевания патриотических песен или совместного изготовления тематических коллажей, главное – это вложенная в процесс организации душа и искреннее уважение к героям нашей Родины. К этому празднику невозможно относится формальным образом – важно дать возможность школьникам прочувствовать значимость совершенных предками подвигов, которые навсегда останутся в памяти и будут чтимы вечно
Отправляя сообщение, Вы разрешаете сбор и обработку персональных данных. Политика конфиденциальности.